Изменение давления воздуха вдоль воздухопровода выражается градиентом изменения давления. Если на длине воздухопровода давление изменилось, то градиент изменения давления. Режим движения воздуха в воздухопроводах может быть ламинарный и турбулентный.
Переход от ламинарного режима к турбулентному характеризуется, как известно, определенным значением числа Рейнольдса.
Если значение в данном сечении воздухопровода окажется меньше 2300, то поток ламинарный, если же больше — турбулентный. Диаметры воздухопроводов, наиболее часто применяемых в пневматических системах большинства производственных машин, находятся в пределах 5-30 мм. Скорости движения воздуха в трубах составляют 10-15 м/сек и выше и определяются разностью давлений на концах воздухопровода, его сопротивлением, потерями и т. д. Во многих случаях скорость движения воздуха диктуется технологическими требованиями, однако, как правило, даже при очень коротких воздухопроводах, в производственных машинах бывает значительно меньше скорости звука в воздухе (около 330 м/сек). Например, в воздушных распушающих устройствах скорость воздушной струи составляет нередко 150- 200 м/сек. Нетрудно путем простых подсчетов, используя уравнение, убедиться, что для воздухопроводов характерным является турбулентный режим движения воздуха.
Исследования показывают, что распространение возмущения носит характер волнового движения и определяется скоростью распространения упругой волны в среде или, что то же, скоростью распространения в ней звука.
Этот процесс практически протекает с постоянной скоростью, так как она зависит только от упругих свойств и плотности среды и заметных задержек со стороны сопротивлений для колебательного движения не может быть.