В правую или левую полости рабочего цилиндра, предназначенного для закрепления и освобождения обрабатываемой детали, сжатый воздух подается через распределительный кран, управляемый рукояткой. Сжатый воздух подается через запорный вентиль, дроссель, играющий роль регулятора скорости (и позволяющий вручную отключать пневматическую систему), и обратный клапан. Выпуск отработанного воздуха происходит по воздухопроводу через дроссель, что создает известную плавность падения давления и обеспечивает безударную работу поршневого пневматического механизма.
При внезапном падении давления в сети обратный клапан препятствует распространению этого процесса в рабочий цилиндр, и деталь остается зажатой и продолжает обрабатываться.
Однако изменение давления в сети воспринимается чувствительным пневмоэлектрическим контактором, в полость которого воздух проникает из сети через тройник. Падение давления фиксируется манометром расположенным перед работающим на станке; одновременно это давление оказывает действие на поршень, который под действием пружины перемещается вместе со штоком.
При этом подвижный контакт выводится из соприкосновения с контактными пластинами. Контактные пластины последовательно подключены в цепь магнитного пускателя.
В результате размыкания цепи магнитного пускателя прекращается питание электродвигателя. Пуск электродвигателя может быть осуществлен пусковой кнопкой только после того, когда в полости восстановится рабочее давление.
Пневматическая система каждой машины снабжается вспомогательными устройствами. Они служат для высококачественного выполнения технологического процесса машинами, работающими с применением сжатого и разреженного воздуха, для поддержания рабочих органов и механизмов машины в исправном состоянии и для экономии будущих затрат времени на ремонт и увеличения тем самым сроков службы.