Для нормальной работы пневматических механизмов бывает необходимым подавать в них смазку; это можно осуществить совместно с воздушным потоком. Для этой цели используются надежные в действии масленки для подачи распыленного масла, так называемые пневматические лубрикаторы. Рассмотрим распространенную конструкцию такой компактной масленки.
В колпачке находится жидкая смазка.
Воздух, перетекая в направлении стрелки, проникает через отверстие а в колпачок и заставляет своим давлением подняться масло по трубке.
Проточный размер для масла вверху трубки регулируется путем вращения винта игольчатого запора. Воздушный поток, получая несколько большую скорость в сечении, где поступает смазка из трубки, захватывает ее с собой и переносит по назначению.
Для заполнения смазкой колпачка масленки служит пробка. Устройство для продувания воздухопроводов проектируют обычно в вакуумных системах, если они работают без специальных фильтров.
Эти устройства просты и принцип действия их заключается в том, что время от времени через вакуумный воздухопровод пропускается воздух в обратном направлении.
Если же смена рабочего и нерабочего состояний чередуется часто, то в этом случае удобнее и экономичнее применять насосную установку с воздухосборником, выбрав объем воздухосборника и производительность насоса, соответствующие технологическому режиму работы пневматической системы. Это позволит использовать при эксплуатации насосы с производительностью более низкой, так как насос может продолжать подачу воздуха в воздухосборник и во время нерабочего состояния системы, а при наполнении воздухосборника — автоматически выключается, например, с помощью манометров или вакуумметров с контактными стрелками.
Насосные установки с воздухосборниками выпускаются отечественной промышленностью.