Обозначая шестерню на валу пневматического механизма, а другую сцепленную с нею, заметим, что на вал передается суммарный момент от обеих шестерен. Силы, создающие вращательный момент на шестерне, будут возникать только за счет разности давлений воздуха на боковые стенки зубьев во впадинах; на боковые стенки зубьев впадин так же, как и всех остальных впадин, будут действовать одинаковые давления и, следовательно, здесь вращательных моментов возникать не будет.
Усилие, вращающее, шестерню, которое возникает во впадине, будет равно.
Силы, вращающие шестерню, будут возникать только во впадинах. На оба профиля впадины, так же как и на профили остальных впадин, будут действовать одинаковые усилия и вращающих моментов создаваться не будет.
Общий момент на валу складывается из суммы вращающих моментов на шестернях. С целью получения наименьших габаритных размеров, шестерни механизма должны выполняться с наименьшим количеством зубьев.
В шестеренчатых пневматических двигателях, например, количество зубьев принимают обычно 10-14. При таком количестве зубьев зацепление требует корригирования, но так как числа зубьев на обеих шестернях одинаковы, то доступно только угловое исправление зацепления. В результате корригирования увеличивается угол зацепления а, удлиняется линия зацепления и одновременно несколько увеличивается коэффициент перекрытия е, который все же продолжает оставаться немногим больше единицы; обычно 1,05- 1,20. Если пренебречь тем моментом, который возникает под давлением воздуха, т. е. принять коэффициент перекрытия 1, то промежуточное давление в последнем уравнении должно быть принято равным.
Ввиду того, что обе шестерни одинаковы, параллельно и равно, так же как параллельно и равно.