Кроме того, воздушные сети в производственных машинах иногда засоряются и не выполняют своих функций. Часть масляных брызг, увлекаемых воздухом, задерживается па стенках воздухопровода, в особенности в местах изгибов и резких сужений, что приводит к засорению. Для борьбы с частицами масла, содержащимися в воздухе, применяются различной конструкции маслоотделители, которые устанавливаются последовательно с насосом.
Иногда маслоотделители помещают внутри насосов и выполняют их, например, в виде щитка, расположенного в нагнетательной камере, навстречу потоку воздуха; масляные брызги, ударяясь о щиток, собираются в капли и стекают в масляную ванну.
В других насосах маслоотделение осуществляется в виде мелких сеток, через которые пропускается воздушный поток.
На сетках сепарируется часть масляных брызг, они собираются в капли и стекают в масляную ванну. Необходимо заметить, что воздушный поток несет с собой и влагу, которая при охлаждении воздуха выделяется в виде отдельных частиц.
Влага также является нежелательной и частицы ее, как и частицы масла, задерживаются на. поворотах и в местах резких сужений. Если требуется тщательная осушка воздуха, то применяют специальные влагоотделители, принцип действия которых основан на выделении влаги путем охлаждения воздуха, или используют химические средства влагопоглощения.
Для очистки пневматической сети от скопления масла и влаги в соответствующих местах устанавливают масло — и водоспускные краны. Противозамерзатели применяются в пневматических системах, работающих при низких температурах.
Принцип действия этого вспомогательного устройства основан на том, что воздух, засасываемый насосом, предварительно смешивается с парами спирта (денатурированного), находящегося в противозамерзателе.
Конденсируясь после насоса вместе с водяными парами, пары спирта несколько понижают температуру замерзания отделенной смеси.