Изменение давления происходит более активно в сечениях трубы, расположенных ближе к выходу, а в конце воздухопровода уменьшение или увеличение давления происходит значительно медленней. Рассмотренная выше картина изменения давлений показывает, что в замкнутом воздухопроводе при его наполнении или опорожнении не устанавливается постоянного давления.
Поэтому, если воздухопровод питает несколько пневматических устройств, то условия питания каждого из них будут различны.
Эта разница сглаживается по мере укорочения воздухопровода, а при коротких воздухопроводах длиной до 2-3 м, какие, например, применяются в большинстве производственных машин, может в ряде случаев и вовсе не учитываться. При этом, если давление на концах воздухопровода будет оставаться постоянным, т. е. в случае открытого воздухопровода, 1 в нем, как уже отмечалось, после прихода воздушной волны будет иметь место установившееся течение воздуха, и изменение давления в воздухопроводе по его длине будет определяться потерями на трение и местными потерями.
При практическом решении вопроса о движении воздуха в воздухопроводах принимают, как в гидравлике, потери пропорциональными скоростному напору, что соответствует турбулентному режиму течения воздуха. Потери давления за счет трения принято в технических расчетах выражать равенством.
Коэффициент потери на трение в большой мере зависит от шероховатости трубы и может быть выражен в функции критерия.
В справочниках и других литературных источниках по гидравлике приводится много расчетов различных авторов для определения при всевозможных условиях значения коэффициента. Обычно эта величина определяется исследователями экспериментально.
Для технических расчетов удобно пользоваться средними значениями коэффициента для труб, применяемых в машиностроении.