В начальный момент движения поршня ускорение, а вместе с ним и скорость поршня возрастают и объем рабочей полости цилиндра значительно увеличивается, что приводит к падению давления в ней. В это же время давление в нерабочей полости, откуда происходит истечение, падает менее интенсивно. Это приводит к тому, что разность давлений в верхней и нижней полостях уменьшается, а вместе с этим уменьшается и движущая сила.
Когда разность давлений достигает такого значения, что движущая сила становится меньше сил сопротивления, ускорение приобретает отрицательное значение и происходит падение скорости поршня. Вследствие этого процесс движения несколько растягивается во времени, что позволяет давлению в рабочей полости несколько подняться, а в нерабочей полости, из которой продолжается истечение, упасть.
Далее, под действием, восстановившейся движущей силы снова скорость поршня увеличивается, но, дойдя до упоров, последний останавливается. На этом заканчивается процесс движения поршня, который занимает время, но процесс работы пневматического механизма закончится только после того, когда давление в рабочей полости цилиндра выровняется с давлением в воздухосборнике, а давление в нерабочей полости станет равным атмосферному и процесс истечения из нее закончится.
Экспериментальная проверка полученных расчетных данных для рассматриваемого механизма показала достаточную для инженерных расчетов приемлемость результатов.
Осциллограммы давлений в рабочей и нерабочей камерах, а также осциллограмма перемещений соответствуют по своему характеру расчетным графикам.
Для сравнения приведены некоторые значения, полученные расчетным путем и экспериментально. Сопоставление сравниваемых величин показывает, что расчетные и экспериментальные величины отличаются на 5-6 %.