При этом следует указать, что вследствие малой массы мембраны и отсутствия сил трения время подготовительного процесса у большинства мембранных односторонних устройств очень мало по сравнению со временем рабочего цикла и может не учитываться при расчете. Расчет пневматического механизма сводится к тому, чтобы установить зависимости между кинематическими параметрами (перемещение, скорость и ускорение подвижного звена) и пневматическими параметрами (давление, расход и температура воздуха). Рассматривая задачу расчета движения на примерах поршневых пневматических механизмов, заметим, что при движении поршня, как и при его неподвижном состоянии, процесс заполнения объема под поршнем может протекать в двух режимах: надкритическом и подкритическом.
На движение поршня и, следовательно, на процессы наполнения рабочего пространства в цилиндре во время его движения оказывают влияние многие факторы: структура механизма, масса и упругость его звеньев, трение в шарнирах и местах уплотнений и т. д. Для наиболее простого поршневого устройства с постоянным противодавлением дифференциальное уравнение движения может быть написано в виде, где ускорение поршня; масса звеньев механизма, приведенная к направлению движения поршня; текущее давление под поршнем; площадь поршня; силы веса звеньев механизма, приведенные к направлению движения поршня; сила полезных и вредных сопротивлений, приведенная к направлению движения поршня. Величина приведенной массы в общем случае зависит от положения механизма.
Во многих пневматических механизмах при небольших перемещениях поршней и большой их массе по сравнению с массами других звеньев допустимо принимать на рассматриваемом участке приведенную массу постоянной или пользоваться ее средними значениями.