Назначение регулятора состоит в том, чтобы поддерживать в полости заданное давление. Полость соединена импульсной трубкой с мембранной камерой, поэтому любое изменение давления, например, повышение его в полости вызовет немедленно повышение давления в мембранной камере, и мембрана будет деформироваться. Скрепленный с мембраной шток переместит клапан и перекроет проходные сечения или уменьшит их. На шток постоянно будет действовать сила, направленная вверх и создаваемая моментом сил веса грузов, установленных на рычаге, который может поворачиваться на некоторый угол вокруг оси. Один из грузов является основным, а второй — дополнительным, служащим для более точной регулировки на нужное давление.
Усилие на штоке от грузов будет уравновешивать усилие на штоке со стороны мембраны и при неизменном давлении в полости и, следовательно, в мембранной камере; вся система будет находиться в равновесии.
Но как только давление будет изменяться, шток начнет перемещаться, соответственно открывая или закрывая проточные сечения в клапане для воздуха.
Настройка регулятора на нужное давление производится сменой и перестановкой грузов вдоль рычага. Регуляторы этого типа могут иметь сменные мембранные коробки, которые подбираются по размерам в зависимости от величины конечного регулируемого давления.
Не останавливаясь на дальнейшем рассмотрении конструкций регуляторов давления прямого действия, заметим, что этих конструкций, отличающихся чрезвычайно большим разнообразием, очень много. Наряду с регуляторами давлений прямого действия в практику машиностроения все больше внедряются регуляторы непрямого действия, в которых, как отмечалось, перестановка регулирующего органа производится с помощью дополнительного источника энергии через специальный механизм — сервомотор.