К этой подгруппе относятся пневмоударные механизмы, в которых пневматическая энергия преобразовывается в кинетическую энергию движущегося бойка, а затем кинетическая энергия — в механическую работу в форме удара. В электропневматическом ударном механизме происходят еще более сложные преобразования: механическая работа преобразовывается в потенциальную энергию сжатого воздуха, которая, в свою очередь, трансформируется в кинетическую энергию движущегося бойка, а последняя превращается в механическую работу в форме удара.
К этой подгруппе относятся и различного рода пневматические амортизационные механизмы, целевое назначение которых сводится к поглощению кинетической энергии движущихся масс звеньев. В поглощающих пневматических амортизаторах кинетическая энергия движущихся масс звеньев превращается в потенциальную энергию сжатого воздуха, которая постепенно рассеивается (путем истечения воздуха) в окружающую, среду.
В аккумулирующих устройствах происходит временное превращение кинетической энергии в потенциальную энергию сжатого воздуха, которая затем переходит в механическую работу, затрачиваемую на разгон звеньев механизма. Рассмотрим схему работы пневматического амортизатора, аккумулирующего энергию.
Масса движется возвратно-поступательно; при движении се вправо накопленная кинетическая энергия превращается в потенциальную энергию сжатого в цилиндре воздуха; при обратном движении сжатый воздух, воздействуя на поршень, создает движущую силу.
Расчет пневматических устройств третьей группы осуществляется комплексными методами механики твердых тел, термодинамики и газодинамики.
Дальнейшая классификация пневматических механизмов может быть осуществлена по структурным признакам. В упомянутых работах Института машиноведения АН, например, различают механизмы с пневматическими связями и механизмы с пневмомеханическими связями.