Первый тип пневматических амортизаторов используется преимущественно при реверсировании хода в механизмах с большими движущимися массами. Второй тип находит применение в механизмах, нуждающихся в постепенной плавной остановке.
С помощью такого амортизатора при наличии истечения воздуха можно получить различные законы движения механизма в момент амортизации, в том числе и движение, близкое к равномерному. Рассмотрим принципиальные схемы пневматических амортизаторов, работающих на различных принципах.
Рассмотрим амортизаторы, работающие без истечения воздуха. Все они представляют собой аккумуляторы энергии, причем собранная в них энергия может быть при дальнейшей работе машины возвращена обратно в машину.
Указанные три вида амортизаторов отличаются тем, что поршень амортизатора па схеме а разобщается с цилиндром, чем создаются условия для воздухообмена.
В амортизационном устройстве на схеме б воздухообмен с внешней средой не совершается и воздух, заключенный под поршнями, подвергается попеременному расширению и сжатию. На схеме в изображен гидропневматический амортизатор, состоящий обычно из двух цилиндров, конструктивно выполняемых различными способами.
Во время работы амортизатора жидкость, обычно масло, перетекает из цилиндра через отверстие в цилиндр, где сжимает находящийся в нем под определенным давлением воздух. При обратном движении воздух, расширяясь, выталкивает масло обратно в цилиндр, способствуя перемещению поршня и возвращая тем самым накопленную энергию.
Наконец, на схеме изображен амортизатор, в котором предусмотрено истечение воздуха из цилиндра в атмосферу.
В таких амортизаторах накапливаемая энергия частично или полностью рассеивается и в машину не возвращается.