Амортизационные устройства также устраняют или в значительной мере снижают стук в машине или ее механизмах, вредно отражающийся на производительности труда окружающих рабочих. В машиностроении большое распространение получили механические, гидравлические и пневматические амортизаторы. Возвращаясь к диаграмме, сравним график скоростей, представленный на ней, с графиком скоростей.
Пружинные амортизаторы относятся к механическим; принцип их действия заключается в том, что избыточная кинетическая энергия, накопленная во время движения механизма, превращается в амортизаторе в потенциальную энергию сжатой пружины.
Существуют и другие принципы работы механических амортизаторов, в которых, например, запас кинетической энергии расходуется на работу трения. Принцип действия гидравлических амортизаторов основан на перетекании жидкости (например, глицерина или масла) через отверстия постоянного или переменного сечения из одной емкости в другую.
Гидравлические амортизаторы встречаются наиболее часто в сочетании с механическими и пневматическими.
В последнем случае они носят название гидропневматических амортизаторов. По принципу работы пневматические амортизаторы могут быть двух типов.
Одни работают с замкнутым количеством воздуха на принципе его сжатия и последующего затем расширения. В таких амортизаторах воздух играет роль пружины, причем запас кинетической энергии, накопленный механизмом во время его движения, переходит в запас потенциальной энергии, приобретаемый воздухом в процессе его сжатия.
Другие пневматические амортизаторы работают на принципе сжатия и одновременно истечения воздуха в амортизаторах подобного типа запас потенциальной энергии воздуха, накопленный в процессе его сжатия, постепенно рассеивается при истечении.