Если бы процесс сжатия протекал без теплообмена и, начиная с этого момента, было бы вовсе исключено истечение воздуха через неплотности, то вся потенциальная энергия, накопленная воздухом при его расширении во время обратного движения поршня, отдавалась бы на разгон стола машины, т. е. превращалась в кинетическую энергию. В действительности часть воздуха просачивается через неплотности в атмосферу и в кинетическую энергию движущихся масс превращается не весь накопленный воздухом запас потенциальной энергии. Начальное открытие клапана может регулироваться винтом.
Чем больше будет скорость поршня, тем раньше при том же начальном зазоре закроется клапан и тем выше поднимается давление в цилиндре при реверсировании стола.
Чтобы избежать чрезмерно высоких давлений в цилиндре при повышенном скоростном режиме машины, зазор увеличивают вращением винта, опуская клапан в более низкое положение.
Следует заметить, что исключить полностью истечение воздуха в пневматических амортизаторах двухоборотных плоскопечатных машин нельзя, так как в этом случае стол машины при •аварийной остановке в крайних положениях будет находиться под действием больших усилий со стороны сжатого воздуха, что несовместимо с требованиями техники безопасности. Постепенное же истечение воздуха через всегда существующие зазоры разгрузит стол от этих нежелательных при пуске машины усилий.
В качестве второго примера рассмотрим устройство пневматического амортизатора механизма нижних транспортных салазок наборной строкоотливной машины линотип.
Примененный здесь амортизатор предназначен только для смягчения ударов, имеющих место при остановке после транспортирования матричной строки, представляющей собой набор точно обработанных латунных пластинок, и не является аккумулятором энергии, как в предыдущем случае.