Механизм нижних транспортных салазок машины линотип предназначен для передачи матричной строки от одного устройства к другому и одновременно для автоматического включения машины. Привод механизма в движение производится спиральной пружиной, закрепленной на крюке в станине.
Действуя на рычаг, жестко укрепленный на валу, пружина поворачивает рычаг, на конце которого укреплена каретка нижних транспортных салазок (на схеме не показана). В каретке размещается транспортируемая матричная строка.
Возврат механизма в исходное положение осуществляется кулаком, действующим на ролик. Если предположить, что во время движения торможение отсутствует, то на механизм непрерывно будет действовать только усилие пружины, в результате чего скорость движения будет непрерывно возрастать, вызывая увеличение кинетической энергии механизма.
Внезапная остановка механизма к моменту прихода в крайнее положение вызовет удар, причем энергия его будет пропорциональна кинетической энергии, накопленной механизмом перед ударом.
Чем больше конечная скорость, тем, очевидно, сильнее будут удары.
Повторяющиеся с каждой подачей строки удары, не говоря о шуме, привели бы к быстрому износу латунных матриц и даже к поломке машины.
Поэтому необходимо применение такого устройства, которое позволило бы значительно уменьшить кинетическую энергию к моменту удара.
С этой целью механизм нижних транспортных салазок линотипа снабжается пневматическим амортизатором, состоящим из цилиндра и поршня. При движении механизма под действием пружины воздух, заключенный в цилиндре, сжимается и истекает в атмосферу через узкое отверстие в дне цилиндра.
В цилиндре устанавливается давление, уравновешивающее усилие пружины, приведенное к направлению движения поршня.