По своему устройству и кинематической схеме вращательные механизмы сходны с насосами, но с точки зрения преобразования энергии имеют обратное по сравнению с насосами назначение. В этом случае экономический эффект от результатов использования пневматических механизмов небольшой мощности превышает потери, связанные с применением и производством сжатого воздуха. Принципиальная конструктивная схема двухроторного шестеренчатого пневматического механизма вращательного действия.
Такая же схема, естественно, лежит и в основе конструкции шестеренчатого пневмодвигателя.
Сжатый воздух поступает из воздухопровода через отверстие, заполняя камеру высокого давления и впадины между зубьями шестерен.
Под действием сжатого воздуха шестерни приводятся во вращение в направлении, указанном стрелками.
Отработанный воздух через отверстие выталкивается в атмосферу.
Для того чтобы судить о величине вращательного момента, передаваемого рассматриваемым пневматическим механизмом, зацепление роторных шестерен. В работе участвуют только зубья, находящиеся в зацеплении, так как на профили этих зубьев во впадинах с разных сторон действует неодинаковое давление и, следовательно, передается разное усилие.
На оба профиля каждой впадины всех остальных зубьев действуют одинаковые давления и, следовательно, на этих профилях возникают взаимно уравновешивающиеся усилия.
Зацепление роторов, представляющих собой одинаковые по размерам шестерни, изображено в момент, когда в работе одновременно находятся две пары зубьев. Сжатый воздух находится в правых от осевой линии впадинах под давлением, в отсеченном между зубьями пространстве — под давлением, а в левых от осевой линии впадинах, как и в камере разрежения, под давлением.