В нижней части той же фигуры приведена другая часто применяемая конструкция. Уплотнение между поршнем и цилиндром обеспечивается здесь разрезными металлическими кольцами.
Уплотнение штока может быть выполнено с помощью обычного сальника либо манжетами, как показано. Уплотнение манжетами осуществляется за счет того, что сжатый воздух воздействует не только на поршень, но, проникая между манжетой и кольцом под нею, прижимает манжету к внутренней стенке цилиндра.
Только часть силы при движении поршня будет расходоваться на создание полезной работы, а другая часть будет обязательно тратиться на трение.
Сила, расходуемая на трение, может быть выражена равенством.
Последний член приведенного уравнения обычно представляет малую величину по сравнению с предыдущим, так как диаметр штока в 7-8 раз меньше диаметра цилиндра; соответственно и ширина манжеты меньше.
Значения коэффициентов трения мало отличаются и могут без особой погрешности быть приняты одинаковыми.
Поэтому последний член может быть учтен коэффициентом перед предпоследним членом.
Следовательно, для получения возможно большей движущей силы на штоке при заданном диаметре цилиндра следует принимать возможно меньшие конструктивно допустимые значения предусматривать лучшие условия смазки, чтобы значение было наименьшим. В том случае, когда на поршне установлены две манжеты или более, сила трения должна быть подсчитана соответствующим образом.
Аналогично, при определении движущей силы должны быть учтены и другие силы сопротивления, как-то: сила пружины, сила противодавления и т. д. Как показывает опыт, коэффициент трения в поршневых механизмах с эластичными манжетами может находиться в широких пределах, практически от 0,1 до 1,0 и выше, и зависит от многих условий: от величины зазора или натяга, способа смазки, материала манжет, качества обработки поверхности цилиндра, наличия влаги в воздухе и т. д.