Основными частями указанного поршневого механизма являются цилиндр и поршень, представляющие собой устройство для преобразования потенциальной энергии сжатого (или разреженного) воздуха в механическую работу. Как цилиндры, так и поршни различаются по своей конструкции. Некоторыми заводами и организациями, как, например, ЭНИМС, разработаны рекомендации и нормали для поршневых механизмов различных размеров.
Конструкции поршней различаются в основном по способу уплотнения.
В практике наиболее распространены два таких способа: уплотнение при помощи эластичных манжет и уплотнение посредством металлических разрезных колец. Очевидно, что чем больше будет давление воздуха, тем с большей силой будет прижиматься манжета к стенке цилиндра и тем большая сила трения возникает между стенкой цилиндра и манжетой.
С увеличением силы трения, очевидно, возрастет сопротивление перемещению поршня.
Из рассмотрения процесса работы пневматического механизма следует, что давление под поршнем не будет оставаться постоянным.
Следовательно, будет изменяться также давление на манжеты и, в результате, сопротивление поршня движению, что приводит наряду с другими причинами к неустойчивой работе механизма, вызывая прерывистое движение, остановки и т. д. Для установления взаимосвязи между передаваемыми усилиями, давлением и основными размерами поршневого пневматического устройства с манжетным уплотнением рассмотрим простейший случай, когда уплотнение осуществляется только одной манжетой, что имеет место в цилиндрах одностороннего действия.
Определим полную движущую силу, на штоке, вызываемую разностью давлений воздуха в обеих полостях цилиндра, пренебрегая величиной площади штока.
В верхней части показана конструктивная схема рабочего цилиндра с поршнем двустороннего действия; уплотнение между поршнем и цилиндром в этой конструкции обеспечивается эластичными манжетами