Тем же целям уравнивания давления служат часто используемые в пневматических системах перепускные клапаны, действующие в одну сторону, как и предохранительные, но перепускающие воздух не в атмосферу, а в другую полость рабочего цилиндра или в другой участок пневматической сети, где поддерживается меньшее давление. Перепускные клапаны различны по своей конструкции; наиболее часто применяются две их разновидности: пружинные и грузовые клапаны. Функции предохранения от преждевременного износа сопряженно работающих деталей и предупреждения непроизводительных затрат энергии в насосах выполняют специальные устройства, называемые разгрузителями насосов.
Конструктивная схема разгрузителя поршневого насоса, работающего совместно с грузовым клапаном предельного давления.
Разгрузитель работает следующим образом. Если давление в воздухосборнике станет выше необходимого, то такое же Давление установится и в воздухопроводе, в результате чего приподнимется поршень клапана предельного давления, преодолевая действие сменного груза.
Величина давления, при котором начинает работать клапан, регулируется путем увеличения или уменьшения груза. При понижении давления в воздухосборнике поршень под действием груза опустится и разобщит разгрузитель с воздухосборником.
Воздух через неплотности вытечет из цилиндра, а шток под действием пружины поднимется и освободит клапанный диск, переключив тем самым насос с холостого хода на рабочий.
Ручным краном через патрубок можно установить сообщение между воздухосборником и разгрузителем, минуя клапан предельного давления, т. е. включить разгрузитель не последовательно, а параллельно.
После подъема поршня воздухопровод сообщается с воздухопроводом и воздух свободно поступает в него из воздухосборника.