Рассмотренными принципиальными схемами, конечно, не ограничивается разнообразие конструктивных разновидностей пневматических амортизационных устройств. Оценка работы пневматических амортизаторов, в зависимости от поставленных условий, может производиться по различным показателям их работы. Обычно эти показатели строятся, например, на сравнении движения поршня амортизатора с присоединенными к нему поступательно-движущимися частями механизма в случаях торможенного движения (при работе с амортизатором) и свободного движения (при отсутствии амортизатора).
Сравниваемыми в обоих случаях параметрами являются кинетическая энергия, действующие силы, скорости движения и т. д. для определенного положения механизма или для определенного момента времени. Под коэффициентом амортизации понимается отношение разности кинетических энергий при свободном и торможенном движениях к кинетической энергии свободного движения, где коэффициент амортизации; кинетическая энергия движения без торможения; кинетическая энергия торможенного движения; приведенная масса механизма; соответственно скорости торможенного и неторможенного движений.
Коэффициент уменьшения инерционной силы — отношение разности инерционной силы и силы, поглощенной амортизатором, к инерционной силе.
Иногда оценку производят по отношению поглощенной силы к инерционной.
Коэффициент уменьшения скорости представляет собой отношение разности скоростей неторможенного и торможенного движений к скорости неторможенного движения Оценка работы амортизаторов по перечисленным показателям позволяет в достаточной мере объективно оценить качество их конструкции.
Значение может быть вычислено, если известно, по какому процессу происходит сжатие, и даны геометрические размеры цилиндра амортизатора.