По опытным данным расход свободного воздуха в шестеренчатых пневматических двигателях с прямым зубом составляет при давлении 3-5 ати 40-50 м3/л. с.час, а для косозубых и шевронных при тех же условиях — 30-40 м3/л. с.час. Однороторные пневматические механизмы вращательного движения имеют сходство с пластинчатыми или лопастными насосами, но отличаются от них тем, что, потребляя сжатый воздух, преобразовывают его энергию в механическую работу на валу ротора. Схема однороторного пневматического механизма лежит в основе конструкции пневматического ротационного двигателя, на котором для поддержания постоянного числа оборотов предусмотрены специальные регулирующие устройства. Рассмотрим схему ротационного пневматического механизма.
Ротор размещен в цилиндре эксцентрично; в пазах ротора радиально расположены лопасти в виде пластин.
Вращение ротора происходит за счет разности давлений в соседних камерах, образуемых смежными лопастями, наружной стенкой ротора, внутренней стенкой цилиндра и внутренними стенками боковых его крышек. Камеры отличаются одна от другой своими размерами, причем в разрезе они имеют серповидную форму.
Во избежание сильного нагревания и износа, которые могут возникнуть при трении лопастей о внутреннюю стенку цилиндра, в последнем предусмотрены вращающиеся кольца, па которые лопасти опираются во время вращения ротора. В зависимости от величины конечного давления воздуха при его выталкивании в атмосферу создаются и различные условия работы пневматического механизма.
По мере вращения ротора (на приведенной схеме против часовой стрелки) объемы камер увеличиваются и происходит расширение воздуха.
Уплотнение между соседними камерами достигается за счет прижатия лопасти к внутренней стенке цилиндра центробежными силами, возникающими в лопастях при вращении ротора.